Рябчикова Варвара Харитоновна, 1938 г.р.
д. Платоновка, сейчас живет в с. Северное

… Я помню, у нас дом был и стены были тёсаные. Не мазаные, а были вытесаные ровно-ровно. Вот ковры откуда пошли? – От росписи… Посреди большой круг был, потом вот так листья, а среди листьев цветочки. И во всю стенУ. Не знаю, было ли еще у кого в Платоновке, но у нас в доме с мамой было вот такое. Кто расписывал – не знаю. То стена глухая была. А то вот еще – окно на дорогу, а это вот в горницу дверь – и этот уголок тоже был разрисован… Божничка, под ней стол. Божничка, а под ней роспись. Просто цветы нарисованы и всё. Там стены тоже были покрашены, потом роспись. Зеленые были. Только тут, на сундуке – чисто зеленые, а там как бы голубовато-зеленые. А листья были тёмно-тёмно зелёные. А потом такие, как осокА – пёрушками раз, раз! Так было красиво-красиво!

Читать далее...

Павлюкова Ева Ивановна (дев. Бондарева), 1930 г.р.
с.Колбаса, Кыштовский район

Мать родилась в Могулевском, а отец Смоленский именно. Сестра мне говорит: Евка, нет – мама могулевская, а тятька был смоленский. А мне кажется, что они обои были могулевские. В Сибирь переехали еще молодые были. Мать у меня сиротой была. Ребятишек у отца было много. Сразу как приехали – кто землянки делали, жилиИ. Всё хаты рубили по одной. Тогда там семьи три в одной хате жилИ. Плахи надо на потолок и на пол, а их нечем пилить – кололи лес. Раскалывали топорами и делали… Потолок сделают. А полы раньше – полов не былО. А потом помаленьку, помаленьку стали разживаться, стали полы настилать. А так земляной пол. Печки из глины делали.

Читать далее...

(Последнее интервью с Ниной Григорьевной Носовой)
Зап. Н.С. Горбуновой , 2008 год.

Нина Григорьевна Носова – удивительный, фанатично преданный своему делу человек, руководитель первого в области аутентичного коллектива (с.Балман, Куйбышевский район). Ее знали все новосибирские фольклористы, многие называли своим УЧИТЕЛЕМ.
Не имея специального образования, она сердцем поняла важность и значимость народных песен. Из дома в дом, от бабушки к бабушке ходила,  расспрашивала про былую жизнь, про старопрежние песни. Многие песни в Балмане сохранились только благодаря ей. Приходила она домой к кому-нибудь из старейших песельниц села и не уходила, пока не выучивала новую для себя песню до конца. Песню эту передавала сначала старшему составу, а потом и детям, считая, что у старинных песен должна быть новая,  современная жизнь, чтобы было продолжение.

Читать далее...