Иванова О.Н., Перкова Ю.Б.
Руководитель Чеха И.М.
МКУК «Краснозерский художественно-краеведческий музей» им. В. И. Коробейникова

Вот уже шесть лет я работаю в Краснозерском художественно-краеведческом музее. В нашем музее 3 зала: зал краеведения, выставочный зал и зал картинной галереи. В зале краеведения в экспозиции представлен большой ткацкий станок, который подарили нам учащиеся Петропавловской восьмилетней школы в 1992 году. Мне стало интересно, как же наши предки пользовались станком, ткали, как развивалось ткачество в нашем районе. Вот какую информацию я нашла.

История ткачества уходит в далёкое прошлое. Сам метод ткачества появился ещё в каменном веке. Первоначально ткацкий станок был вертикальным (сохранились до наших дней у некоторых индейских племён; используется для ковроткачества). Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные

приспособления (дощечки, бёрдышки). Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок. В Средние века эта профессия не пользовалась большим уважением. В странах Европы распространённым сырьём для пряжи были шерсть и лён, а также импортируемые из Азии хлопок и шёлк. (Википедия)

 00  16

Изначально для ткачества использовали натуральное волокно — из крапивы, льна, конопли, хлопка и шерсти. Крестьяне ткали полотенца, скатерти, покрывала, половики и много других необходимых для жизни и полезных в хозяйстве вещей.

Сохранились воспоминания старожилов Краснозерского района о том, как работали на ткацком станке наши землячки.

Вспоминает В.Н. Свириденко, жительница с. Веселовское, Краснозерского района Новосибирской области:

«Все крестьяне ходили в домотканой одежде. Сеяли коноплю и лён. Бедные сеяли только коноплю. Осенью её вырывали с корнем, связывали в снопы и сушили, потом замачивали в воде надолго и снова сушили. Затем теребили на тернице. Кострица (верхняя часть стебля) осыпалась, оставались внутренние волокна – пряжа. Долгими зимними вечерами при свете «каганца» (в жестяную баночку наливали жир, из тряпицы делали фитиль и зажигали) эту пряжу мяли на земляном полу. Часть грубой кострицы ещё отходила, а оставшуюся пряжу чесали на больших деревянных гребнях. И только эту мягкую чистую пряжу пряли на прялках.

Этой работой всю осень и зиму занимались женщины до самой весны. Следующей зимой в дом вносили большой ткацкий станок и ткали холсты, которые весной выносили на солнце, брызгали водой, чтобы полотно становилось белее и мягче. Из него шили всё. Из конопляного полотна шили верхнюю и нижнюю одежду, а из льняного – праздничную.

Из шерсти овец валяли валенки и толстое сукно, из которого шили тёплую одежду. Называлась такая одежда по-разному: кафтаны, зипуны, сиряки. Шубы, тулупы и полушубки были только у богатых людей или охотников на волков.
Из грубых и толстых ниток ткали и валяли попоны, рядно, потники, кочму и использовали их вместо матрасов или одеял» (брошюра В. Н. Свириденко «История села Веселовское»).

«…Бабушка Агриппина Егоровна занималась домом, огородом и внуками. Она была замечательная рукодельница. Она и шила, и вязала, и вышивала. Рассказывала, что её в 8 лет посадили за прялку. Сколько же она за свою жизнь напряла ниток! Наверное, не одну длину земного экватора. Зимой дома ставили ткацкий станок, и она ткала шерстяные коврики и дорожки. В это дело обычно включалась вся семья. До сих пор служат и радуют нас эти изделия…» (из брошюры «Родинки малых сёл», автор-составитель Крутей Л. В., статья «Воспоминания о посёлке Гутово», автор Слугина (Заворина) Л. Н., уроженка с. Гутово Краснозерского района Новосибирской области).

«… По расчётам старожилов, до 40 процентов с гектара получали пшенички. Земелька - золото! Вот за зерно им многое везли из соседней волости. Базара не было, но снабжение происходило. Жили ровно, только одна лавка Карпа Хижняка была. Свои умельцы, конечно, имелись и славились: плотник Кушнырь, портной Тимофей Горошко, пимокат Иван Исаев. Про женщин-рукодельниц говорить – значит, почти всех можно перечислять.

Но особенно удалухи были по ковроткачеству Устинья Коренная и Пелагея Сидун…» (брошюра «Родинки малых сёл», автор-составитель Крутей Л. В., статья «При широком поле», автор Безызвестных З., жительница Краснозерского района Новосибирской области).

В нашей местности было распространено ткачество половиков, как из крашеной шерсти, так и из льняных нитей.

 06  07

Когда был образован рабочий посёлок Краснозерское, 1 октября 1975 года было сдано в эксплуатацию новое здание швейной фабрики. Это красивое современное здание, где расположились швейные цеха трёх бригад для работы в одну смену. Кроме того были оборудованы ковровый цех, цех строчевышивки, подготовительный и закройный цеха, ряд вспомогательных и бытовых помещений, столовая, медпункт, склад готовой продукции, мастерские по ремонту машин, административные помещения.

Коллектив фабрики насчитывал 250 человек. Выпускал продукции на 2 миллиона рублей разного ассортимента. Наряду с продукцией массового пошива, выполнялись работы художественного промысла такие как: ковры ручной работы, паласы, художественная вышивка изделий из дорогих тканей шёлком и др.

Краснозерские ковры. Спрос на них был очень велик. Ковровщицы швейной фабрики заслуженно гордились своими чудотворными изделиями. Краснозерские ковры, с красивыми цветочными рисунками или с орнаментом, можно с уверенностью сказать, знали во всех уголках страны. Подтверждение этому - письма, которые шли очень часто коллективу коврового цеха. Писали из Крыма, с Урала, из Абхазии, Саратова и других городов страны. Любители просили поделиться опытом, выслать рисунок, благодарили за красивые изделия.

 09  02

Художник фабрики Ольга Ивановна Назарова относилась к своей работе особо, нередко придумывала оригинальный рисунок. Очень часто присылали рисунки для ковров московские художники. Ковры шли на экспорт в разные города. К сожалению, в настоящее время швейная фабрика закрылась и не существует теперь промышленного производства ковров и одежды.

«Шерстяные ковры и паласы, украшенные затейливыми узорами, рождаются под руками мастеров единственного в области коврового цеха Краснозерской швейной фабрики. 62 тысячи узелков на квадратный метр – такова плотность ковра ручной работы» (из брошюры «Новосибирская область. Краснозерское, 1982 г.»)

 10  11

Сейчас ткачество практически не используется в нашем районе. Только самобытные мастера используют его в своем творчестве. Ляшенко Сергей Николаевич (директор Петропавловского краеведческого музея имени Н. М. Бахмацкого) занимается ткачеством на бёрдышке и на рогульке. И ткачеством половиков занимается Меркушева Людмила Николаевна (хранитель Петропавловского краеведческого музея имени Н. М. Бахмацкого)

Бёрдышко - приспособление для ручного ткачества, род гребня. Это очень простое и остроумное приспособление для ткачества, на котором сделаны отверстия двух видов — продольные и круглые. Количество их произвольное, соответствует числу нитей основы (продольных нитей). В старину народные мастера ткали этим способом разнообразные узорные пояса из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, льняных нитей.

А вот то бердо, которое использует Сергей Николаевич - это самостоятельный инструмент, деревянный и совмещающий в себе функции, как берда станка, так и ремизок. То есть оно и распределяет нити основы, и формирует зев. Оно имеет вертикальные планки, расположенные с интервалом в несколько миллиметров, а в середине каждой планки – круглое отверстие. В щели и дырочки и заправляются нити основы. Интересно, что такое бердо традиционно служит для ткачества поясов и тесьмы и не используется для прибивания утка (для этого есть специальный деревянный нож)! Более того, ширина изделия в таком случае не равняется используемой ширине инструмента.

 12  13

Термины:
Бердо, бердышко, бердечко: приспособление для ручного ткачества.
Зев: промежуток, образующийся в процессе ткачества между нитями основы, заправленными в разные ремизки.
Основа: продольная (вертикальная) система параллельных нитей, располагающихся вдоль обоих кромок ткани. Осно?вные нити также могут называются долевыми нитями.
Ремизка: рабочий орган ткацкого станка, осуществляющий перемещение (подъём и опускание) нитей основы при зевообразовании.
Тесьма: узкая тканая или плетёная полоска, находящая разнообразное применение в домашнем обиходе, шитье платья и т.п.
Ткачество: создание устойчивой структуры текстиля переплетением основы и утка.
Уток: поперечная (либо горизонтальная при вертикальном ткачестве) система параллельных нитей, располагающихся под прямым углом к системе основы, и проходящих от одной кромки ткани до другой.

В фонде нашего музея имеется «Гобелен» Д. К. Нейфельда. Панно, состоящее из тканных горизонтальных полос разного цвета, преимущественно коричневых оттенков (шёлк, шерсть, сизаль, смешанная техника).

Со слов Сергея Николаевича, бердо использовалось в разных странах в качестве инструмента (приспособления) для ткачества. И называлось «бердо». А на юге Западной Сибири называлось «бёрдышко». Сергей Николаевич очень сожалеет, что его не научила бабушка, он сам по книжкам, по сайтам интернета изучал методику ткачества поясов. Использует бранное ткачество (от слова «брать»). То есть узор набирается. Натягивается поперечная нитка УТОК, а основа – набирается узор. С помощью бердо можно ткать пояса, как с заправочным узором, так и узорным по схеме. Ширина пояса зависит от количества прорезей в бёрдышке. Сергей Николаевич использует шерстяную нить. Таким же способом он ткёт и очелья.

 14 15   17

Очелье (начельник, налобник, начелок, очелыш) – это повязка на голову. Также этим словом называют часть головного убора, который прикрывает лоб (сорока, кокошник и т.д.). Очелье – вещь универсальная: его носят и мужчины, и женщины. Предназначений у очелья несколько: это и часть гардероба, и своего рода оберег. Очелье как головной убор служит для закрепления волос. Его надевают, чтобы волосы не трепались, не лезли в глаза и не мешали. Кроме того, это изящное украшение, издавна полюбившееся девушкам. Разноцветные, расшитые узорами, очелья выглядят изысканно, а также этот замечательный головной убор не скрывает прекрасные волосы молодых красавиц. Очелья встречаются и среди элементов церемониальной одежды: свадебной, похоронной или праздничной.

Сергей Николаевич показал ещё одно приспособление, которое использует в ткачестве – называется «рогулька». Народное ткачество на рогульке или, как его ещё называют на вилке, известно менее, чем другие способы изготовления поясов, шнурков, которыми подпоясывались как женщины, так и мужчины.

Рогулька - это двузубая вилка. Или просто два штыря, вбитые в основу. Нить для плетения должна быть довольно толстой.

Делаем скользящую петлю и надеваем на один зуб рогульки. Затем оборачиваем рабочую нить вокруг второго зуба и накладываем на первый зуб НАД уже имеющейся петлей.

Сбрасываем нижнюю петлю с зубца, перебрасывая её при этом через лежащую сверху рабочую нить. Таким образом, на зубце образуется новая петля. Рабочую нить накладываем на второй зубец и сбрасываем нижнюю петлю с него, перекинув ее через рабочую нить.

Перебрасываемые петли можно при этом подцеплять спицей, крючком, палочкой, иглой - чем удобно. При этом получается гранёный шнур. Инструменты для ткачества должны быть ровными и гладкими, такие не будут цеплять и рвать нить, тогда и пояс получится красивым

На рогульке традиционно делают женские пояса. Называют их плетенными или полутканными за то, что в них не прослеживаются четко нить основы и уток. Народное ткачество на вилке позволяет создавать волшебные пояса, похожие на косы, разной сложности плетения.

20   05

Меркушева Людмила Николаевна (хранитель Петропавловского краеведческого музея) занимается ткачеством половиков на ткацком станке. Из поколения в поколение передавалось это ремесло. Мастером по ткачеству была её мама – Зимина Галина Сазоновна, 1945 г.р., родилась в Здвинском районе. Работала продавцом в магазине, имеет троих детей, сейчас пенсионерка, проживает в с. Петропавловка, Краснозерского района. Ткацкий станок зимой заносили в разобранном виде из амбара в дом, а на лето снова разбирали и выносили в кладовую. Галина Сазоновна, в основном, ткала половики из подручного материала, что могла собрать (из овечьей шерсти, из хлапчатобумажных жгутиков).

Шерсть предварительно окрашивала разными цветами (красная, чёрная, синяя, бардовая) или смешивала краски и получались зелёная и феолетовая. Обязательно ткала с рисунком.

Вязала «кружки» на пол из разного материала – разрезала юбки, блузки, футболки старые, детские колготки, из них «кружки» и половики получались яркими). Собирала по цвету, какой рисунок захочешь – чередуешь – красные, чёрные и т.д.

Своё мастерство Галина Сазоновна передала своей дочери, Людмиле. И до сих пор Людмила Николаевна с удовольствием работает на ткацком станке и показывает мастер-классы на международной акции «Ночь в музее» и на других праздниках, которые проходят у них в Петропавловском краеведческом музее.

Детали ткацкого станка:
- козлы – две боковины
- валы – наматывалась основа и готовое полотно
- колёса надевались на валы (2 вала, 2 колеса)
- ляда (для прибивки материала)
- рытки (2 плоских пластины, они основу делят пополам: верх, низ)
- начинье (продевается ниточка основы)
- педали привязываются к начинью, начинье опускается и таким образом ткётся, получается плетение). Педалей 2 или 4, также и начинья 2 или 4. (записано со слов Меркушевой Л.Н. 3 апреля 2018 года).

 03 01   04