20-22 июня 2016 г. состоялась плановая фольклорно-этнографическая экспедиция в Маслянинский район (села Петропавловка, Прямское, р.п. Маслянино).
С Маслянинским районом у Центра фольклора тесные дружеские связи. Уже больше 10 лет (начиная с 2003 г.) мы регулярно приезжаем сюда в экспедиции. Где-то были однажды, в с. Прямское приезжали почти каждый год. Каждая поездка радует новыми открытиями – обряды, песни, исполнители.
Вот и в этот раз собрана ценная информация по народному календарю, записан полностью свадебный обряд, выполнены различные формы фиксации (аудио, видео, фото); зафиксировано более 150 фольклорных единиц (аудио): лирические, календарные, свадебные, баллады.
Ехали целенаправленно – записывать белорусский фольклор. Но если ранее работали в основном с белорусскими переселенцами села Прямское, то нынешняя поездка была связана с Петропавловкой. Село первоначально называлось Укроп, по названию реки, протекающей рядом. Впоследствии было переименовано в Петропавловку, по именам первых строителей, братьев Петра и Павла.
Основано село украинскими и белорусскими (большей частью) переселенцами с Черниговской губернии и Брянско-Смоленского пограничья, приблизительно в 1907 году. Песни свои жители села делят не по национальному признаку, а по принадлежности – «мамина», «отцова», «свекровь пела».
Перед поездкой были изучены материалы фонд-архива ОЦРФиЭ по Петропавловке: экспедиции 1997 г. (Г.В.Любимова, Е.Попок, Т.Куликова), 2003 (Л.В.Суровяк), 2013 (Т.Ю.Мартынова, Л.В.Суровяк). Все 3 предыдущие экспедиции писали разные составы исполнителей, и в зависимости от составов принципиально отличается репертуар, записанный в разные годы (1997 – календарные «гукальные» песни, которые ныне не поет никто, 2003 – духовные стихи, 2013 – протяжная лирика). Благодаря экспедиции 2013 года в Маслянино появился аутентичный коллектив «Петропавловские родники», один из самых ярких в Новосибирской области.
Петропавловка
Нашей проводницей в нынешней экспедиции была Валентина Михайловна Чебакова (дев. Гайдук - уроженка села Петропавловка, ныне жительница г. Бердск), от которой мы записали несколько песен ее мамы, Гайдук Нины Макаровны, в том числе редкого жанра – баллада.
Валентина Михайловна с большой любовью рассказывала о своих родителях, односельчанах. Именно благодаря ей нам удалось собрать для записи в селе новый исполнительский состав.
- Любовь Васильевна Гайдук (дев. Дударева), 1935 г.р..
- Надежда Ивановна Дударева (дев.Цыганок), 1947 г.р.
- Надежда Павловна Ушакова (дев. Филоненко), 1939 г.р
- Евдокия Терентьевна Андрюк (Науменко), 1927 г.р..
Мы заслушались удивительно молодым, ярким голосом самой старшей исполнительницы - бабы Дуси. Она потрясающе легко, чисто и виртуозно выводила подголосок, не прямолинейно, а со словообрывами, особыми акцентами. Мы были поражены удивительной памятью Надежды Ивановны, которая до 12 часов ночи рассказывала нам про обряды петропавловской свадьбы.
А кроме этого еще про календарные обряды, гадания, приметы, традиционную одежду; научила нас двум заговорам - на сон и на дорогу.
На следующий день в Маслянино писали репертуар от коллектива «Петропавловские родники»:
- Гайдук Валентина Григорьевна (дев. Марченко), 1942 г.р.
- Наливайко Вера Ефимовна (Панюшкина), 1943 г.р.
- Петр Денисович Гайдук, 1938 г.р.
Репертуар маслянинского состава отличается от Петропавловки: он обширнее, коллектив звучит слаженнее – сказываются регулярные репетиции, частые выступления.
В Маслянино проведен небольшой семинар по работе с объектами нематериального культурного наследия, оказана методическая и практическая помощь Дукальской С.Ю., руководителю фольклорного ансамбля «Горлинка» по работе с нематериальным культурным наследием района (в электронном Каталоге ОНКН НСО в настоящий момент имеется 3 объекта по Прямскому - радуницкие хороводы; календарные обряды и песни; свадьба; в ближайшее время предполагается написание объекта по Петропавловке).
Финал экспедиции - с. Прямское
Это была грустная поездка. Мы смогли собрать только четырех участниц некогда многочисленного фольклорного коллектива:
- Прудникова (дев. Киркоро) Екатерина Владимировна, 1946;
- Хомянок (Рапунова) Мария Степановна, 1936 г.р.;
- Новикова (дев. Понуровская) Лидия Федоровна, 1946 г.р.;
- Туняк (дев. Садохина) Вера Викторовна, 1937 г.р.
После смерти бабы Лены Ананенко – души коллектива, признанного лидера, знавшей больше всех и умевшей точно запеть любую песню – у ансамбля как-будто голос пропал. Мы смогли записать всего лишь две песни:
- Карагод веду
- И чего же, Маша, плачешь
Зато много беседовали о календарных обрядах, о свадьбе. Выяснили некоторые моменты обряда, общие с Петропавловкой.
Невольно сравнивали два села, близко расположенные – Петропавловку и Прямское. В обоих случаях – преимущественно белорусские переселенцы, большей частью из Черниговской губернии, с включением переселенцев украинского происхождения. Общие корни, одна традиция. Часть репертуара сел – общая: песни одни, но напевы разные. При этом и те, и другие частенько повторяют, что соседи эту песню у них «украли».
В обоих случаях наблюдается хорошая сохранность календарно-обрядового фольклора, преимущественно зимнего цикла. Много рассказывали нам о ряжении, щёдрах, гаданиях.
Жанр весенне-летнего цикла – хороводы - больше характерны для Прямского. Причем, радуницкие. В Петропавловке же говорят, что водить хороводы на радуницу и вообще веселиться – грех.
Молодое поколение говорит уже чисто, без сохранения диалекта, некоторые пожилые тоже не любят «гыканье». Поющие же носители сохраняют особенности белорусского говора.
В обоих селах, к сожалению, нет молодежи, которая бы перенимала бы песни у бабушек. Но есть в Маслянино взрослый и детский коллективы – «Горлинка» и «Жаворонушки» (руководитель Светлана Юрьевна Дукальская), в чьем исполнении песни этих двух сел обретают вторую молодость.
Начальник отдела
Экспедиционно-исследовательской работы ОЦРФиЭ
Мартынова Т.Ю.
Фото Т.В.Дайнеко