Межрегональный фольклорный фестиваль "Малая моя Родина" зародился как память о Михаиле Никифоровиче Мельникове, выдающемся ученом, фольклористе, филологе, писателе и педагоге. История фестиваля тесно связна с воспоминаниями разных людей, которые встречались с ним в жизни, работали, учились у него и вместе вершили большие дела по сохранению родной культуры.
Предлагаем вашему вниманию статью Юрия Григорьевича Марченко, доктора культурологии, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации (г.Новосибирск).

 

М. Н. МЕЛЬНИКОВ – ЧЕЛОВЕК, УЧЁНЫЙ, ГРАЖДАНИН

 

В мягкие периоды нашего существования мы благодарно вспоминаем выдающихся соотечественников, акцентируя внимание на их конкретном вкладе в рост науки, культуры или хозяйства. В жёсткие периоды, в лихо-летье – на качествах, свойственных гражданину, более того, сыну и дочери Отечества. Я хочу сосредоточиться на культурно-политической стороне жизни и творчества Михаила Никифоровича Мельникова, моего коллеги и старшего друга. Это был воин на полях культуры, как и на полях сражений Великой Отечественной войны.
Задолго до так называемых «лихих 90-х» он увидел угрозу русской культуре, ещё не оправившейся от жестоких экспериментов «культурной революции», угрозу русскому национальному самосознанию. Высшим смыслом занятий фольклористикой Мельников считал именно воспроизводство, углубление и укрепление национального самосознания. Здесь он и теоретик, и активнейший практик.
С разрушением Советского Союза в России повторились деструктивные процессы 1920-х годов. Аналогичные или по сути сходные. Такие процессы в научной литературе обозначаются термином «рецидивирующие трансформации». Русская культура на излёте XX века вновь обвалилась в пропасть разрушений. Уж такая историческая судьба выпала России – если простор и высь, то бескрайние, если пропасть – то бездонная. Десятилетия минули, как мы летим, и дна не видать.
Активность, можно сказать, и изобретательность Михаила Никифоро-вича удвоилась и утроилась.
Появилась когорта идеологов прикрытия разрушительных процессов, растаскивания и ограбления наследства великой страны, сверхдержавы. Один из напористых и бойких идеологов прикрытия и высокопоставленных практиков-разрушителей был Г. Э. Бурбулис, считавший разрушение СССР «очищением» путей к счастливым реформам. От его фамилии М. Н. Мельников образовал убойный термин «бурбулистика», адресованный главному идеологу-демагогу, всем демагогам и тем, кто легковерно шёл за ними, неспособным к ответственности и самостоянию. Их головы – «нафаршированные колбасы», – остро говорил Михаил Никифорович.
Я свидетель многих его радостей по поводу создания народных музы-кально-певческих объединений, им он помогал, наставлял, выступал с огненными речами до или после их первых выступлений. Вдвоём мы ходили с ним по клубам, организовывали показы патриотических фильмов, которым тогда не было места на официальных экранах, обращали внимание зрителей на живую связь идей фильма с нашей тревожной жизнью. Например, не один раз показывали фильм «Лермонтов» Николая Бурляева.
Михаил Никифорович привлёк меня к созданию Русского дома, настоял на моём членстве в его Правлении. Русский дом – это целая эпопея в нашей совместной деятельности.
В 1990–1991 учебном году на кафедре философии и научного коммунизма Новосибирского института народного хозяйства (я был заведующим кафедрой) мы разработали курс «Основы русской культуры». Кто поведёт? Попробовали сами, остались недовольными своим ведением. Решили, не больше, не меньше, уговорить профессора Новосибирского педагогического университета (НГПУ) Михаила Никифоровича Мельникова вести теоретическую часть курса, а директора Областного центра русского фольклора и этнографии Вячеслава Владимировича Асанова вести семинарские занятия – практику. Жаркие, эрудированные, пронизанные народной мудростью лекции Михаила Никифоровича собирали полные аудитории. С Вячеславом Владимировичем мы договорились, что на семинарских занятиях он будет со студентами петь старинные народные песни и водить хороводы. Студентам было объявлено: кто не хочет петь, тот будет слушать и к зачёту писать и защищать реферат. Курс-то был обязательный. Поначалу в круг вышли лишь четыре – пять человек. Остальные уселись на «галёрке». «Академики», выбравшие реферат, подперев критические лбы, взирали на поющих сверху вниз… Но совсем скоро «галёрка» опустела, в хоровод влились все. Оказалось, куда интереснее петь да приплясывать, да ещё и зачёт получить, чем корпеть над рефератом. Грянули на весь этаж песни, закружился хоровод! Прибежал ко мне взволнованный ректор, замечательный Пётр Васильевич Шеметов: «Юрий Григорьевич, что тут у вас происходит? Жалуются!». Отвечаю: «Практика по русской народной песне». «Хорошо, поищем для такой практики другое помещение», – сказал ректор.
Особое место в деятельности Михаила Никифоровича занимало его ак-тивнейшее участие в создании и работе Союза Духовного Возрождения Отечества (СДВО). СДВО был тогда крупнейшей всероссийской патриотической организацией, созданной «снизу», народом, неподдельной, как многие другие. В марте 1989 года на учредительном съезде СДВО в Москве мы оба были избраны заместителями председателя Центрального Совета Союза. Вскоре мы оба были избраны и кандидатами в депутаты Верховного Совета РСФСР. Пользуясь высоким статусом, мы вели исключительно напряжённую политико-просветительную работу. Согласовав позиции, мы порознь и «дуэтом» шли на приёмы к руководителям города, области, нередко добивались положительных решений. Шли в кинотеатры и выступали там перед началом кинофильма, на «круглые столы», в редакции газет, радио и телевидения.
А как радовался Михаил Никифорович началу Всесоюзного гармо-шечного движения братьев А. Д. и Г. Д. Заволокиных! Он с В. Г. Захарченко – в первых рядах первого концерта «Играй, гармонь сибирская!», посвя-щённого 40-летию Победы (1985 г.). А как он был воодушевлён и деятелен на многолюдной презентации Российского центра «Играй, гармонь!» 31 марта 1992 года в Новосибирском Дворце культуры железнодорожников. Не рассуждая, не спрашивая, потащил меня Михаил Никифорович к телекамерам, к Геннадию Дмитриевичу Заволокину, к Виктору Гавриловичу Захарченко, потребовал немедленно отозваться на взбудоражившее всех событие.
Михаил Никифорович Мельников был известным человеком в обще-ственном и научном мире Новосибирска, Сибири и всей страны. Его знали очень многие люди, и когда обрушилась на него тяжёлая и мучительная болезнь, искренняя моральная и материальная помощь немедленно пришли. Врачи прописали очень дорогое и обнадёживающее лекарство, да заказать его надо было в одной из европейских столиц. Средств не хватало… Я рассказал о беде профессора Мельникова известному в городе предпринимателю и благотворителю Олегу Александровичу Сметанину. Оказалось, он тоже слышал о добрых делах профессора Мельникова. Скоро нашлись нужные тысячи долларов. Поехал к Петру Вольдемаровичу Лепину, тогда ректору НГПУ (Царство ему Небесное!), он, сколько мог, тут же распорядился выдать. Лекарство с большими хлопотами приобрели, но болезнь взяла верх. Видимо, так Богу было угодно.
Мельниковых во все поры не хватало, а теперь особенно. Не дожил Михаил Никифорович до Болонской системы, до подмены вековых фундаментальных понятий. Так, культура всегда была воспроизводителем образа нации, воспитателем образцовой личности. Образование выводилось из образа и было прежде всего леплением, ваянием образцовой личности. Теперь же мы имеем «культурные услуги», «образовательные услуги». Ещё один сектор торговли… Как бы отозвался на эти инновации Михаил Никифорович? А как на то, что вместо Родины мы перешли к пространству, разбив его на множество пространств – политическое, экономическое, культурное и иное. Дорогие коллеги, не вводите здесь, пожалуйста, пространство фольк-лорное, плясовое… Вместо родного края, села, деревни мы по странной толерантности своей притерпелись к холодным словам «регион», «территория», и заняты теперь «развитием территорий». Я представляю, думаю, и вы тоже, реакцию Михаила Никифоровича на всё это.
Отдавая честь чистому, честному и мужественному человеку, учёному и гражданину Михаилу Никифоровичу Мельникову, невольно подвигаешься к самопознанию, к самооценке. И в этом особое значение таких личностей.

Контакты

20249

г.Новосибирск
ул.Чаплыгина, 36

20171

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

20417

8(383) 210-24-12 

8(383) 223-42-26

8(383) 223-63-48

8(383) 249-69-19 (заказ экскурсий)

20012

Группа ВКонтакте

Режим работы:
Понедельник-пятница,
09.00-18.00

Выходные дни
суббота, воскресенье

График приема граждан:
Среда с 15.00 до 17.00

Расписание работы студий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

Опрос по оценке качества оказания услуг

Ссылки

katalog

kultura

mk

busgov

granty rossii

75 pobeda  god2020rf