Еланцев Николай Викторович
с. Малокрасноярка, Кыштовский район

У каждого человека есть своя малая родина, которой он гордится и считает лучшим уголком земного шара. Для меня таким уголком является село Малокрасноярка, одно из самых отдаленных населенных пунктов Новосибирской области. Это село образовалось в глухом Урмане, имеет своеобразный уклад общественной жизни и оригинальную историю. В эти живописные девственные таежные места прибывали переселенцы из Мордовии, из Минской, Витебской, Орловской, Пензенской, Могилевской и других губерний Центральной России, принося с собой частички своей культуры, которая и поныне передается из поколения в поколение…

Местные жители передают из поколения в поколение интересные байки, присказки и так называемые «поторочии». К сожаленью, сбором данного вида фольклора никто не занимается и постепенно присказки из прошлого уходят в небытие. Некоторые реальные и немножко приукрашенные истории из жизни малокрасноярцев стали легендарными: «обросли корнями», т.е. приукрасились метафорами и гиперболами и передаются следующему поколению в еще более ярком ракурсе.


Легенда 1. Блудное место

Когда заселялось село, часть новоселов осваивала побережье реки Тары, таким образом образовались улицы Витебская, Береговая, Средняя, Зеленуха и Базарная (эти улицы и сейчас сохранились, но в меньшем количестве домов и в других названиях). Другая же часть переселенцев основались восточнее вдоль ручья и создали две улицы – Орловскую и Жопинку (в настоящее время остался всего лишь один дом в Орловке). Расстояние между этими двумя поселениями не превышало 0,5 км, но полного сближения жителей так и не произошло до 1951 года: даже в 1931 году при образовании колхозов каждая группа пошла своим путем, создав коллективные хозяйства «Путь Ленина» и «Красный луч».

Разделял общины Малокрасноярки небольшой непроходимый лес. Вырубать его боялись. Моя бабушка рассказывала, что место это называлось «нечистым». Если днем орловцы могли спокойно пройти через этот лес в Богоявленский храм, расположенный в Притарье, то ночью даже самая отчаянная молодежь не могла попасть к соседям на посиделки. Каждый путник, оказавшись поздним вечером или поздней ночью в этих местах, терял ориентацию и до утра блудил, мог выйти из леса только с первыми петухами на рассвете.

В пятидесятых годах на этом месте объединенный колхоз имени Ленина всё же решился разместить ремонтно-тракторную мастерскую. И еще, говорят, долгое время поздними вечерами мужчины «под хмельком», попав сюда, не могли определить курс на собственный дом, ходили кругами около кочегарки, отапливающей гаражи и мастерскую.


Легенда 2. Чёртова яма

В 1858 году Тарским смотрителем было проведено межевание Малокрасноярских земель: за каждым хозяйством закреплялись участки под пашню. Как и подобает: кто побогаче – поближе с черными землями, победнее и нерасторопнее – на отшибе, часто в непроходимых местах. Названия этих пашен так и остались после создания колхозов, а потом были закреплены как собственные имена урочищ: Гревцовских, Кругленькое, Жердевских, Крепких, Гладких, Парамоновых, Ломакиных, Фроловских, Ретинских, Барковских, Можаровское и Шестаковских…
Прошли годы, многие пашни заброшены, заросли кустарником и лесом, на других пасут скот. Одним из таких мест является Калижникова и Морозкина луки. Когда колхозное дойное стадо достигало до 300 коров, их пасли в этих лучках, а доильная площадка находилась недалеко на пригорке всего лишь в 6 км от села. Внизу, под крутым склоном, располагалось небольшое озерце, заросшее камышом, осокой и рогозом.

Местные рыбаки, а таких было в селе еще в недавнее время предостаточно, неводили щуку в Чайкиной, Морозкиной, Калижниковской луках, обходили это озерко стороной, а за карасями ехали на более отдаленные озера Липовское, Кривое, Грунечкино, Глубокое и др.

Это озеро небольшое и неглубокое никогда полностью не пересыхало, даже в засушливые годы. Здесь водились карась и гольян, но их никто не ловил. Когда мы расспрашивали старших «Почему?», то они уклонялись от ответа и требовали, чтобы мы туда не ходили. Эта романтическая завеса «довольно нетемных людей» приоткрылась для нашего поколения чуть позднее.

Это озерко, располагающееся в воронке, имело необычно жуткое название «Чертова яма». Пастухи говорили, что вечерами слышали какие-то непонятные звуки, доносившиеся оттуда метров за сто. Днём, даже в знойную жару, по их словам, коровы отказывались подходить к этому водоему.

Помню заведующий фермой С. А., отчитав нерадивого пастуха, решил проверить распорядок его ночной работы (пасли в жару круглосуточно). Что увидел пожилой степенный руководитель фермы, оказавшись на этом месте, остается загадкой, до сих пор он не желает говорить на эту тему, а прошло уже более 30 лет. Только вернувшись назад в село, дал команду скот туда не гонять.

Ушли из жизни прежние пастухи, новые без опаски пасут в тех местах небольшое стадо и, кажется, что вся эта история вымышлена. Хотя в наше время всему можно верить…


Легенда 3. Озеро Данилово

Основной достопримечательностью моего родного села является озеро Данилово, отличающееся мягкой, чистой, прозрачной водой и обладающее согласно исследованиям специалистов лечебными свойствами.

Форма озера – овал, при этом длина составляет 0,8 км, а ширина – 0,5 км. Глубина озера возрастает к центру, согласно данным аквалангистов местами она достигает до 16-17 метров. Находящиеся рядом озёра Мишухинское, Линево, Кривое, Груничкино, Ельничное, Абрамочкино, Липовское, Глубокое (в радиусе 5 км от озера на территории Кыштовского района) по глубине, размеру и прозрачности значительно уступают данному озеру: в даниловской воде просматривается дно на глубине до 3-5 метров.

Старожилы рассказывают, что в далёкие 20-е годы прошлого века купец Данила, убегая от Советской власти, провалился вместе с телегой серебра, переезжая через это озеро, от чего вода в нём стала целебной, а озеро назвали в честь купца.

Иногда озеро называют «Жемчужиной Сибири» из-за необычных легенд о происхождении озера и целебных свойств его воды. Полагают, согласно легенде, что Данилово, как и озера Урманное, Ленево, Шайтан-озеро и ненайденное Потаенное имеют одинаковое происхождение – образовались от падения пяти осколков крупного метеорита и все эти 5 озер соединены подземной Шайтан-рекой. Омские исследователи не желают принять мнение, что в пятерку озер входит Урманное, расположенное на востоке в 12 км от Малокрасноярки (за деревней Малая Скирла), предлагают свой вариант – Щучье озеро.     Расположены озера примерно на равном расстоянии друг от друга в виде буквы «Г», имеют примерно одинаковые форму и размер, при чем, вода из всех водоемов долго не портится. Согласно мнению ясновидящих Ольги Гурбанович, проживающей в Нижневартовске, и восьмилетней Лизы Подвысоцкой из республики Коми, люди до конца не оценили особенность воды из всех водоемов: искупавшийся во всех озерах приобретет бессмертие. Эту красивую легенду местный сказочник П. Ершов положил в основу сказки «Конек-горбунок».

Есть ещё информация, что в левой части озера с помощью эхолокатора зафиксирована впадина глубиной в 67 метров. Такая глубина якобы указывает на его метеоритное происхождение. Местные жители «видели» как одиннадцать мужиков зацепили находящийся на дне озера большой камень предположительно метеоритного происхождения и вытащили его на берег. На следующий день хотели его увезти, но он вдруг бесследно исчез. Бытует мнение, что есть очевидцы не только полетов НЛО, но и посещения этих мест инопланетянами, что свидетельствует о том, что озеро вроде бы находится под пристальным вниманием внеземных цивилизаций. Эти события описывал в книге «Окуневский ковчег» Михаил Речкин, омский писатель.

Падению метеорита обязано удивительное свойство озера — чистая вода, которая будто бы содержит аномально большое количество серебра. Длительное время утверждалось, что благодаря содержанию серебра вода озера обладает целебными свойствами, поэтому она используется жителями для лечения разных заболеваний. В настоящее время эта легенда пока не получила научного подтверждения, ученые предполагают, что озеро образовалось путем вымывания мягких осадочных пород подземными водами.

Из легенд явствует, что три озера — Данилово, Ленево и Урманное - соединены подземной рекой, вода в них «святая» - не портится годами, более того, способна исцелять от многих болезней. Дно у озера Данилово тройное!.. Аквалангисты проверяли эту легенду. Оказалось, что доля правды здесь есть. Толстые слои водорослей расположены в толще воды в три этажа, при этом каждый слой находится как бы в подвешенном состоянии, а корни водорослей берут всё необходимое для жизнедеятельности прямо из воды. Те же водолазы выяснили, что утопленники не достигают дна, а оседают в водном пространстве. Данные эффекты в озерной воде на глубине создаются из-за высокой насыщенности солями.

В книге М. Речкина сообщается, что озеро энергетически связано с неким подземным Храмом близ села Окунево, что в Омской области, и что целительная сила воды озера кроется не только в том, сколько в ней содержится тех или иных микроэлементов, но и в необъяснимом пока энергоинформационном факторе.

В селе Малокрасноярка впервые об этом озере заговорили в 60-х годах. Бывший председатель колхоза имени Ленина (так называлось общественное производство) Кузьма Кузьмич Мизгирев в воспоминаниях о том времени писал в районной газете «Правда севера», что пастух Сергей Фомич Фролов, страдавший заболеванием кожи (водной экземой), случайно обронил голицы в даниловскую воду. Одев их на руки, он почувствовал снижение боли на ладони, а к вечеру обнаружил, что кожа стала мягче, раны менее болезненные. Вскоре после нескольких «процедур» руки очистились и довольный полученным результатом пастух, вернувшись домой, похвалился исцелением. Вскоре о магическом действии воды заговорил весь край. (О том, что С. Ф. Фролов ходил все лето в голицах в настоящее время подтверждают и другие местные старожилы).

Известны случаи избавления с помощью воды озера Данилова от рака кожи, рака горла, рака желудка, рака груди, псориаза, артритов и артрозов и многих других трудноизлечимых заболеваний, хотя целительные свойства воды до конца не изучены. Немало важное достоинство воды в том, что она предотвращает развитие заболевания организма и является хорошим профилактическим средством. На берегу озера есть месторождение глины зелено-голубоватого цвета, которую используют в лечебных и косметических целях. Глину и воду из озера отдыхающие увозят в канистрах, флягах и других емкостях в летний сезон отдыха и в крещенское купанье.


Легенда 4. Курганы

Согласно архивным данным село Малокрасноярское образовалось в 1796 году, до приезда русских эту территорию заселяли небольшими аулами татары, вытеснившие юганских хантов. Следами былых цивилизаций являются, расположенные между Крутояром и Чайкиной лукой, а также вблизи озера Липовское, городища, одиночные курганы. Около 10 лет назад все эти объекты были описаны В. И. Молодиным.

Жившие в небольшой избушке на Витебской улице сестры Аграфена Ф. и Матрена А. передали рассказанную им родителями историю возникновения этих курганов. В давние времена несметная монгольская рать пыталась завоевать Сибирь. Местное население оказало сопротивление, в результате чего кровопролитие было ужасным, потери были и с одной и с другой стороны. Тела погибших военачальников монголы одевали в красивые наряды, опускали в яму, обсыпали добытыми драгоценностями. Рядом сооружали огромный столб с навесом в форме гриба. Все члены семьи погибшего, слуги становились под навес, окружая тело погибшего. Затем каким-то образом столб осаждали и люди «живьем» погружались под него. Завершалась процессия необычным зрелищем – каждый воин должен был принести шапку земли и высыпать ее на могилу. Так и вырастали курганы.

Желающих узнать, что же находится в этих курганах, было много: были совершены попытки раскопок, по какой-то причине недоведенных до результативного конца. В середине 70-х годов местный житель Б. П. с детьми значительно углубился в раскопках и наткнулся на ряд лиственных бревен, хорошо сохранившихся. На этом раскопки и закончились.


Легенда 5. Местные святыни

Согласно архивным данным Малокрасноярский приход был открыт в 1854 году при отделении нескольких деревень от Муромцевского прихода и состоял в основном из переселенцев из разных губерний Европейской России. Со времени открытия прихода здание церкви горело в 1872, 1898 годах. Позднее здание подверглось небольшой реставрации и определено под дом культуры.

В 1937 году тройкой УНКВД по Западно-сибирскому краю последний местный священник Фёдор Гришин был репрессирован и затем расстрелян. Само же здание церкви было указано сверху лишить религиозной атрибутики. По воспоминаниям Анны П. местное население отказалось рушить святыню и для этих целей были приглашены активисты из соседней деревушки Михайловки. Купола были сброшены с колокольни, а иконы, «Библия» и другие святые писания были подвержены вандализму и после сожжены. Вечером лошади вновь были снаряжены в путь – михайловцы возвращались домой. За селом лошади перешли в галоп и неудержимые понеслись в местечко, именуемое «Сары». Они несли по недавней корчевке, по пашне, непроходимому лесу. Многие бывшие «под хмельком» вершители правосудия погибли или были изувечены.

2 марта 1950 года от неисправного печного отопления произошел пожар, уничтоживший всё здание. По рассказам старожилов на пожар сбежалось всё село, но бороться с огнём было поздно. А когда над заревом в небе показалась стайка голубей, бросившихся в пламя, и вовсе все пораженные увиденным, остановились и молча наблюдали за пожаром.

Ежегодно с разрешения Пресвященного Ефрема Епископа Тобольского и Сибирского в пятницу на 9-ой недели после Пасхи с иконой Святой мученицы Параскевы, нареченной «Пятницей» в память избавления от болезни, постигшей людей и скот, проводился крестный ход. Эта икона до сих пор находится у одного из жителей села, не так давно старушки совершали в селе молебен с этой иконой в целях появления дождя. И что интересно: после их шествия, даже в великую засуху, на небе появлялись тучки и шел дождь.

Икону «9 пятницы» местное население использовало при поиске утопленников в Таре. Когда уставшие ныряльщики отказывались от поисков, в воду речной заводи опускали икону. Вначале она плыла по течению, а затем «замирала» на месте и начинала кружиться там. Все дальнейшие поиски были сосредоточены в конкретной зоне, завершались результативно. Таким образом, были найдены тела К. Г. и С. Ю.


Легенда 6. Видения

Историй и баек по этой теме в селе еще недавно могли рассказать много, но смена поколений постепенно отметает прошлое. Особенно если в нем есть что-то мистическое.

Эта история произошла в конце 60-х годов 20 века. Маша Б. в возрасте 10-12 лет в обычный погожий день отправилась за грибами вниз по Легостаевской дороге. Прошла поскотину через местечко, именуемое Легостаевскими воротами, углубилась в лес и не заметила, как заблудилась в лесу, который часто посещала. Три дня все село искало девочку, обнаружили ее в 20 км в селе Большеречье. Маша рассказала, что проснулась оттого, что какой-то дедушка в светлой одежде с седыми длинными волосами прикоснулся к ее плечу. Он взглядом позвал девочку за собой, взял ее за руку и они оба отправились куда-то в путь. Маша не чувствовала усталости и голода. Вскоре впереди послышался звук работающего трактора. Девочка побежала на шум и не заметила, когда и куда исчез дедушка. Машу привезли домой, следов же дедушки так и не обнаружили.

По воспоминаниям Г. в предвоенные годы все подростки 10-12 лет работали в колхозе на полевых работах. Жили на временных станах в поле. Суровый бригадир Прохор Б. заставлял боронить, полоть траву, а затем проверял качество работы. Как-то поступила информация: проводится смотр полей в нескольких хозяйствах. Через два дня комиссия должна была прибыть и сюда. Чтобы не упасть в грязь лицом, бригадир свирепствовал над детьми, требовал работать почти круглосуточно. В 4 утра в день приезда комиссии он поднял всех и полусонных отправил в поле, подгонял словами, потом и вовсе начал применять силу. Изнеможенные от работы, скудного питания дети валились с ног. И в это время на обочине поля появился в необычной одежде человек. На нем была одета зеленая ряса, светлые брюки и небольшие, как всем показалось, хрустальные туфли. Он подошел к бригадиру и потребовал: «Отпусти детей!» Тот замер, делая выбор между требованием пришельца и приказом председателя. Дети молча, не дожидаясь приказа, под взмах руки освободителя отправились досыпать, а путник, внезапно появившийся неизвестно откуда, также внезапно исчез.

Мария Е. рассказывала, что перед войной она вместе с ровесницами участвовала в рождественских гаданиях. Вначале, по традиции, гадали на блюдце с водой, жгли бумагу, а потом выходили на улицу и продолжали гадание на перекрестках улиц. Сбрасывали с ноги через голову валенки, с завязанными глазами выбирали из поленницы дров первое попавшее полено. И однажды, по чьему-то совету, решились вызвать духи умерших родственников. Вызвали, но ни кого не дождавшись, отправились вновь в гадальный дом. Вскоре сзади послышались отдаленные голоса, звон бубенцов и скрип снега под тяжелыми санями и топот лошадиных копыт. Оглядываться было нельзя и вся толпа девчат, сбивая друг друга, заскочили в дом. Лошади промчались мимо, окрест разносились непонятные душераздирающие вопли. Потом всё стихло, но девушки до рассвета боялись выйти из дома. К их удивлению, на дороге кроме их следов не было ничего, хотя все были убеждены, что десяток лошадей вот-вот могли их догнать.

Видения образов «нереальных объектов» в послевоенные годы были довольно часты. Возможно, народ уставал от работы, возможно, запугивал односельчан, дабы сохранить в тайне урожайные места грибов и ягод. Авдотья П., к примеру, собирая в лесу ягоды черной смородины и не желая никого рядом видеть, при появлении ягодников сбрасывала с себя всю одежду, садилась на поваленную березу, рассыпала по плечам густые волосы и выдавала нечеловеческие звуки. Все разбегались с воплем: «В колке – русалка».

Куда более пугающими были рассказы о сверхъестественных появлениях… В 60-е годы Иван Г., прозванный «Волынкой», любил проводить свое свободное время на Орловском омуте. Он, в прошлом – инвалид войны, славился в округе знатным рыбаком. Ранним утром в туманной дымке, не спеша, добирался он к своему излюбленному месту и вдруг услышал приятный женский напев. Он остановился, прислушиваясь, стал вглядываться в заросли реки. Вскоре увидел силуэт обнаженной женщины, неумело поднимающейся на берег реки. В лучах восходящего солнца рыбак увидел, что на теле нет ни рук, ни ног, темные волосы прикрывают спину до талии, нижняя часть туловища напоминала огромный рыбий хвост. Старик замер, ноги отказывались шевелиться. Увидев его «русалка» вскрикнула и, оттолкнувшись от берега, прыгнула в речной омут.

Николай Г. любил рыбачить в ночную. Излюбленным местом для рыбной ловли у него был омут на Голубинке. Место тихое, над заводью реки низко склонились заросли козьей ивы. Лет десяток назад на этом месте причаливали проплывающие по Таре катера, местные жители да редкие подводы из соседних сел сплавляли вниз по реке излишки зерна. Временное зернохранилище на высоком берегу было уже почти разрушено, поэтому только одинокие голоса птиц могли всколыхнуть ночную тишину. В этот раз поклевка была слабоватенькая, и рыбак не заметил, как заснул крепким сном. Проснулся оттого, что кто-то рядом раскатисто смеялся. Это было так заразительно, что он подскочил на месте, забыв про свой новый ножной протез. А когда увидел внезапно появившуюся из воды скирду сена, бросил все свои рыболовные снасти и, не помня как, выбрался на берег и изо всех сил поковылял домой. Ему еще долго было не до смеха, доносящегося с середины реки.

Много ходило в селе баек об оборотнях. Подобных страшилок в литературе предостаточно. Говорят, что и в нашем селе были «знаткие» люди, которые могли обращаться в лики животных. Следующую историю я услышал от своей бабушки. Однажды поздним вечером она, возвратившись с полевых работ, отправилась доить корову. Вечер был вроде бы таким же обычным, но корова вела себя неспокойно. Вдруг из под сеней дома показалось что-то белое. Бестелесное существо, облаченное в женскую одежду, медленно приближалось. На миг бабушка растерялась, а затем, матюгнувшись, послала видение прочь. И оно вмиг исчезло. Говорили, что такими «делами» занималась местная женщина Елена К., которую втайне все побаивались…


Легенда 7. Подземный ход

В последней трети XIX века село Мало-Красноярское было одним из крупных торговых центров Тарского округа. По данным 1884 года здесь с 18 по 21 октября проводилась Лукинская ярмарка. В начале ХХ века ежегодно в селе проходили уже две ярмарки: Ивановская и Димитриевская. К концу 19 века в селе появились купцы: Бурков, Севастьянов, Козлякин, Филоновский, Чугунов, Дубов и другие оставшиеся безымянными и забытыми. Всего же к началу 20 века в селе насчитывалось 10-12 купцов 1, 2 и 3 гильдии.

О величии клана Бурковых говорят фотографии их особняка с флигелем, расположенных в Тюмени. У Василия Петровича в Малокрасноярке была довольно большая усадьба в центре села, напротив церкви. До сих пор сохранились здания, некогда принадлежащие ему – дом (занят библиотекой и медпунктом), двухэтажный магазин со складом и дом для прислуги (расположена сельская администрация).

По воспоминаниям старожилов, переданных им родителями, особняк и магазин были соединены подземным ходом протяженностью не более 50 м. Другой же выложенный кирпичом ход вел к реке, он был рассчитан как вариант бегства в случае политического переворота.
Ходили слухи, что еще в 50-60-х годах сельская молодежь, купаясь в местечке, именуемом Глубинкой, обнаружила заваленный подземный ход, и, раскопав лаз, могли зайти в подземелье на 1-2 метра. Другой же выход, открывающийся под лестницей, ведущей на 2 этаж бывшего магазина (позднее контора СПК), по идейным соображениям был засыпан. Лишь наглухо забитая дверца свидетельствует о присутствии исторического «экспоната».

В начале 70-х годов по селу прошел слух, что к председателю колхоза приезжала благородная старушка, представившаяся толи дочерью, толи племянницей Буркова. Она просила разрешения пройти в подземелье, но ей отказали. Тогда она рассказала, что там находится тайник с драгоценностями, но ей не поверили и отправили восвояси.

Не так давно по селу ходили «золотоискатели» со специальной аппаратурой, нашли в огородах несколько старинных монет небольшой ценности. В окрестности Бурковской усадьбы не было обнаружено ничего.

Лет 30 назад я слышал, что есть еще один ход, ведущий к деревне Юдинке Омской области. Но его следов обнаружено не было... Хотя в начале 80-х годов десятилетний Б. В. и обнаружил где-то на песках юдинской луки проржавевший чемоданчик, который был неподъемным. Рядом с чемоданом находился ключ, но открыть им замок не удалось, слишком поддался коррозии. Пока «следопыт» сбегал в село за помощью, находка исчезла. Приехавшая милиция так и не смогла найти никаких следов.


Легенда 8. Гипноз

Говорят, что каждый человек и каждый дом – это вековая история. На нашей улице, в соседнем доме, жил Николай С. по прозвищу «Бадяж». Этот человек оставил о себе большую память не только как строгий управляющий, не гнушавшийся разных способов насильственного воздействия на подчиненных, но и как неординарная личность. О его способности гипнотизировать говорят в селе и в наши дни. Истории рассказываются по-разному, но их развязка сходится до мелочей.

Отправляя однажды женщин на покос, на спор, посадил всех на подводу лошадей. А затем крикнул: «Вода! Наводнение!» Женщины вскочили на телегу, а затем высоко подняли юбки и платья… Униженные женщины обращались с жалобой к председателю колхоза, обидчика наказали, после чего тот стал еще более свирепым.

Как-то проезжая мимо пашущих на быках поле женщин, он остановился, молча осмотрел свою бригаду. И как по команде быки стали выпрягаться, отказываясь работать, разорвали плохонькую упряжь и разбежались. Собрать тягловую силу труженицы смогли только после его отбытия, прочесав соседние колки и побережье реки.

Владимир Ф. рассказывал, что как-то очутился с Бадяжем в обозе, транспортирующем грузы со станции Татарская. Дорога была длинная, а по бездорожью и вовсе движение было медленным. Измученные обозники остановились переночевать у крайней избы, в которой им предоставили ночлег. Долго решали, что делать с находящимися на подводе мешками - перенести в дом или охранять по очереди. И в это время старик Бадяж заявил: «Идите спать, я побуду». Вскоре и он пришел спать под недоумевающими взглядами земляков. А утром обнаружили у одной подводы мужчину, стоявшего с мешком на плече. Старик подошел к нему и тихо сказал: «Где взял – туда и положь». Вор, очнувшись, положил мешок на место и, сделав несколько шагов, упал без чувств.

 

Контакты

20249

г.Новосибирск
ул.Чаплыгина, 36

20171

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

20417

8(383) 210-24-12 

8(383) 223-42-26

8(383) 223-63-48

8(383) 249-69-19 (заказ экскурсий)

20012

Группа ВКонтакте

Режим работы:
Понедельник-пятница,
09.00-18.00

Выходные дни
суббота, воскресенье

График приема граждан:
Среда с 15.00 до 17.00

Расписание работы студий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

Опрос по оценке качества оказания услуг

Ссылки

katalog

kultura

mk

busgov

granty rossii

75 pobeda  god2020rf