Шаянова Е.П., специалист отдела культуры и спорта администрации Убинского района
с. Убинское
(Записано в селе Черный мыс Убинского района)
Традиционная культура народов, проживающих на территории нашего района, формировалась в процессе заселения.
Наш район многонациональный, проживают здесь русские, украинцы, белорусы, татары, немцы и др. народности, но ни одна из традиций приносимых извне, не сохранилась до сегодняшнего времени в силу многих факторов...
Мы понимаем, что традиционная культура любого народа исторически формировалась в деревнях и селах, сейчас же - села исчезают и уходят традиции. Искореняется самобытный уклад сельской жизни, её духовность и святость.
Наши предки были трудолюбивы и мудры. Они занимались и передавали из поколения в поколение свое ремесло, – бондарство, резьбу по дереву, плетение корзин, прядение на веретене, ткачество на кроснах, катание валенок. Это и было смыслом их жизни.
Являясь специалистом отдела культуры и спорта администрации Убинского района, на протяжении многих лет я занимаюсь работой по краеведению, собирая по крупицам то, что осталось в памяти людей о традиционной культуре народов, проживавших и проживающих на территории нашего района. В 2015 году мы, решили запустить конкурсный проект собирателей и исполнителей сибирского фольклора «Летопись души народной». Проект направлен на сохранение и развитие интереса к традиционной культуре народов, проживающих на территории района. Много информации этот проект не дает, так как в настоящее время в деревнях проживают в основном люди пожилого возраста. Это - дети войны и послевоенного времени. Конечно же, это не первичные носители, но о своих родителях, бабушках, дедушках они стараются вспомнить и поведать.
Так вот, одним из ноябрьских дней мы приехали в мое родное село с суровым сибирским названием Черный мыс – этот милый моему сердцу уголок, раскинувшийся в бескрайней западносибирской равнине на берегу некогда большого и глубокого озера Убинское. Уголок, в котором отразилась вся история нашей страны.
В небольшом сельском клубе проходило мероприятие, программа которого была посвящена валенкам. Сценарий был основан на воспоминаниях, жителей села. Мы из зала услышали: загадки, поговорки, частушки. Но было их совсем немного. Мы их записали.
загадки
Треплют, катают,
А зиму таскают ( валенки).
(записано от Яковлевой В.)
поговорки
Чтоб зимою не болеть, надо валенки надеть.
Без шубы и валенок зима без конца.
(записано от Жарковой Е.)
частушки
Мой мил с тоски
потерял носки,
а я валенки
да на завалинке.
(записано от Бахаревой Н.)
Я частушки пропою,
Про пимы, да валенки,
Гармонист мне подыграет,
Сидя на завалинке.
(записано от Чумак Л.В.)
Со слов сторожила (Есипов П.Н., 07.01. 1942г.р.) ведущий мероприятия нам поведал о том, что валенки — это обувь сибиряков, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу. Снашивается быстрее всего подошва, т.е нижняя часть обуви, для борьбы с чем часто подшиваются кожей или иным прочным материалом; с этой же целью и против намокания носятся с галошами. Также, для защиты от намокания, используется резиновая подошва, имеются валенки с клее-пришивной и литьевой подошвой. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета. Мы в свою очередь обратились к старожилам с просьбой вспомнить, когда в деревне появились валенки. Никто не помнит когда, но люди очень радовалась их появлению, они пришлись деревенским людям и по ноге, и по нраву.
Зрители в зале начали вспоминать мастеров «пимокатного» дела, проживающих когда-то в селе, называли фамилии, но рассказать о ком-то, подробнее не смогли. И здесь в наш диалог вступила Есипова Галина Тимофеевна (27.07.1948 г.р.) моя мама, она поделилась с нами своими воспоминаниями, как у них появились валенки. Галина Тимофеевна рассказала нам очень интересную историю, которую все удовольствием слушали.
Валенки носили только зажиточные люди, потому как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок было великой радостью.
В нашем селе кустарей валяльного мастерства («пимокатов», т.е. катающих «пимы» - так их звали старожилы) было немного, а технологию производства катанок держали в секрете, передавая из поколения в поколение. Валяние нельзя и промыслом назвать, т.к. на продажу их не «катали», а делали только для своей семьи. Семьи тогда были по семь, восемь детей и больше. Это было послевоенное поколение, не у всех отцы вернулись с фронта, да и овец было совсем немного - только бы хватило шерстки на носки да варежки, не говоря уж о валенках. Условия труда были очень тяжелые, люди очень много работали как до коллективизации, так и после при артелях и колхозах. Поэтому мастера этого дела занимались катанием в основном зимой и только для своей семьи.
Различают валенки ручного и машинного катания. Позже в 1950- 60 годах стали завозиться фабричные валенки, они не шли ни в какое сравнение с катанками. Но они так же были востребованы у населения, их носили с галошами, а катанки берегли и одевали по праздникам.
У Галины Тимофеевны, валенки-«самокатки», (см . приложении № 1) (катали их в селе Михайловка, Куйбышевского района в 1990 году). В летний период пимы прогревают на солнышке, аккуратно завертывают в холщевое полотно и бережно хранят от моли в кладовой. В них не страшен ни глубокий снег, ни трескучий мороз. И, конечно, носить их - одно удовольствие. В них тепло, сухо, мягко! Морозной зимой ноги в любых сапогах мёрзнут, а в валенках - как в печке.
Галина Тимофеевна рассказала, как ее мама, а моя бабушка Шмакова Вера Евсеевна в начале 1960 годов готовила шерсть для катания валенок. Это был своего рода ритуал. Заранее нужно приготовить шерсть. Шерсть ни в коем случае не должна быть весенней, иначе валенок не получится. После осенней стрижки она тщательно отбирала шерсть, выбирала из нее сухую траву, колючки и на своих ческах ее всю перечесывала, скатывала в «куделю» и везла в районный центр, в Убинку. В Убинском была «пимокатня» и цех по переработке шерсти. Там она тоже договаривалась с кем-то из знакомых, чтобы шерсть еще раз прочесали, да так, чтобы и не подменили. Ведь люди всегда были очень разные: кто-то добросовестно работал, а кто и для себя мог взять. Таким вот образом шерсть еще раз прогоняли через шерстобитную машину, она становилась пластами, как пух. И только тогда бабушка ее забирала и отдавала знакомому пимокату.
Пимоката найти было тоже не просто. Семье посчастливилось встретить замечательного мастера своего дела. А произошло это еще в прошлом веке, начале 1970 годов.
В то время у жителей села у всех было свое подворье. Поздней осенью начинался сезон вывоза сена с полей. Тогда можно было прийти в бухгалтерию колхозной конторы, выписать трактор (участникам войны бесплатно) и спокойно вечерами вывозить сено в том случае, если согласится тракторист. Ведь он весь день вывозил сено в колхоз, на ферму. Это был очень тяжелый труд. Не каждый тракторист после трудового дня (а день заканчивался в 19-00 вечера, а то и позже) мог поехать еще работать.
Муж Галины Тимофеевны, Петр Никитович был молодой, энергичный, уважал людей старшего возраста, да и отец у него погиб на войне. И когда к нему обращались, он не отказывал людям в помощи. Вот так у него и завязалась дружба на долгие годы с «пимокатом» Владимиром Ивановичем Кулаковым. Поздно вечером они ездили в поле и вывозили стога… Сейчас вспоминая то время и рассказывая своим уже взрослым детям, мне не верится, что это было. Ведь это не только со слов мамы, это все я помню сама.
Действительно, возникает непередаваемое чувство - насколько люди могли уважать друг друга. Сколько было тепла, человечности в общении. Владимир был фронтовик, но со слов отца, он никогда не рассказывал о войне - говорили о старине, о довоенной жизни. Как-то в пути-дороге, в разговоре, Владимир Иванович предложил ему сам «скатать пимы».
Давно уже нет дяди Володи, износились и его валенки, но память бережно хранит это чудное воспоминание о тех теплых «пимиках», катаных его руками. Они были, как «игрушечки», так «говаривала» наша баба.
Я, как автор этой статьи, не вижу смысла в подробном описании технологии процесса, т.к. это есть во всех источниках, технология везде одинакова. Могу добавить только со слов дочери мастера, что это очень трудоемкая работа. Занимались этим ремеслом, в основном, в бане, в летней кухне. Жена Владимира Ивановича, Ольга, сбивала шерсть в пласты, это требовало силы и умения. А дядя Володя уже на готовом материале выкраивал изделие, руками без ножниц. Также не использовали кислоту, от нее валенки становились жесткими и холодными.
Все делалось с любовью - это самое важное в любом ремесле.
Может, потому так хорошо и уютно носить валенки, что они сохраняют тепло рук своих создателей.
Раньше в деревне старики даже летом валенок не снимали. Можно было услышать от пожилых людей, что если ребенок, хотя бы до десяти лет проходил в валенках, он уже никогда ничем не заболеет. Кстати будет упомянуть о том, что девушки, когда гадали в крещенский вечерок на суженого, на ряженого, бросали за ворота не туфельку, не башмачок, а валенок (до сих пор это гадание существует, но это уже другая история).
В этом году у нас выдалась настоящая сибирская зима. Не такая, как раньше - с крепкими морозами, снежными бурями, большими сугробами, нет. Просто морозы были недели две, а ноги в любых сапогах мёрзнут, и я, как моя мама и когда-то бабушка, доставала из кладовой свои «пимики», бережно завернутые в хлопковую «тканьку». Они у меня фабричные, но я их очень люблю и берегу. Кладу на батарею, чтобы согреть и напитать их теплом, т.к. нет печи, и по утречку, в морозец иду на работу - ножки радуются. Были у меня и «самокатаные» (катали их в селе Михайловка, Куйбышевского района в1990 году), мне их мама покупала, но они стали худы, продырявились, и подшить некому. А ведь это тоже ремесло - хорошо подшить валенки. Я вспоминаю, что когда мы были детьми, у нас пронашивались пимы, становились худыми, дырявыми (подошва у пимов быстро «снашивается»), и тогда наша баба Вера брала валенки и шла к соседу их подшивать. Мы дети, звали его дед Саша. Кто бы к нему ни обращался подшить пимы, он с удовольствием это делал. Это тоже было мастерство. Помню, как он заготавливал «дратву» из капроновых нитей, да так ее «намазывал варом», что заплатки снова протирались, а нити были целы…
У нас, у «чалдон» бытовало и бытует название «пимы», очень редко можно услышать «самокатки». «Расейские» поселенцы (их так называли старожилы) привезли свое название - «катанки, чесанки, валенки». Когда стали завозить фабричное изделие, вот тогда и стало входить в обиход слово «валенки». Пожилые люди, называли и сейчас называют валенки по старому - «пимы». Я и сама зову «пимы».
В Черном мысе этим промыслом уже давным-давно никто не занимается. По слухам, как говорят жители села, вроде как кто-то из молодых начинал осваивать это ремесло «для своей семьи», но все это затихло, не получило распространения.
На данный момент в Убинском районе шестнадцать Муниципальных образований, двадцать семь населенных пунктов. У каждого поселения своя история, свои традиции. В каждом селении был свой мастер, мастер «пимокат». Все это давно в прошлом и только слово «пимы, валенки» вызывает у нас улыбку, приятные воспоминания о детстве, о «пимах», лежащих на русской печи. О бабушке, держащей лопатой лист с шаньгами, ставя ее в русскую печь, о божественном запахе выпечки…
Сейчас и я вспоминаю об этом с нежной грустью в душе. Ведь это то не передаваемое чувство сопричастности к сокровенному и чему-то стремительно уходящему.
Занимаясь работой по краеведению родного села, района убеждаешься, что нам есть чем гордиться, что наши предки – способный, трудолюбивый и мудрый народ.
В мыслях появляется много вопросов: почему, почему исчезают деревни, почему уходит в небытие многовековой традиционный уклад семьи?
… И только там, в уголке нашей памяти мы бережно храним то, что не уже повторится…
№ |
Ф.И.О. |
Год рождения |
Дата записи |
Место рождения |
Место реального проживания |
Откуда родители |
1. |
Есипова Галина Тимофеевна |
20.07.1948 |
тетрадь №4, записано в 2016 г |
Убинский район, с. Черный мыс |
Убинский район, с. Черный мыс |
Убинский район, с. Черный мыс |
2. |
Есипов Петр Никитович |
01.07.1942 |
тетрадь №4, записано в 2016 г |
Убинский район, с. Черный мыс |
Убинский район, с. Черный мыс |
Убинский район, с. Черный мыс |
1. «Куделя» – пучок вычесанной шерсти, льна, конопли, приготовленный для изготовления какой либо продукции.
2. «Дратва» – прочная льняная, капроновая нитка, пропитанная варом, для шитья или ремонта обуви.
3. «Расейские» – поселенцы из Украины, Белоруссии центральных губерний.