17-18 ноября состоялась плановая фольклорно-этнографическая экспедиция в села Киик и Кудельный Ключ Тогучинского района.
В экспедиции, кроме сотрудников Центра фольклора, приняли участие студентка фольклорно-этнографического отделения НОККиИ Анастасия Сугатова и педагог «Центра развития творчества» Тогучинского района Евгений Суховий, а также дети и родители фольклорной студии «Сибирская душа».
Целью нынешней экспедиции было обследование двух сел района: сбор исторических и краеведческих материалов, оценка состояния фольклорной исполнительской традиции в селах на современном этапе, запись отдельных исполнителей и ансамблей, поиски дополнительных материалов по объекту «Календарные обряды и песни села Зверобойка и Кудельный Ключ».
При посещении краеведческих музеев (Тогучинский районный краеведческий, Киикский школьный, краеведческий уголок в СОШ с.Кудельный Ключ, музей студии «Сибирская душа» Центра развития творчества) была собрана историческая информация по заселению района. Русские поселенцы появились здесь еще в начале XVI века (1530 год – с. Киик, 1643 – с Коурак, 1760 – с. Конёво, 1761 – с. Юрты, 1776 – с. Старо-Гутово, 1797 – с. Чертёнково, ныне – Заречное). Была выполнена фотосъемка этнографических экспонатов (женская парочка городского типа, глиняная посуда, предметы церковного обихода, плетеная обувь – лапти, сапоги, музыкальные инструменты – гусли, скрипка, гармони и т.д.; коллекции старинных платков и шалей, рушников), а также старых фотографий. Марина Евгеньевна Кандыба (учитель истории, с.Кудельный Ключ), поделилась с нами аудиозаписями фольклорного коллектива с. Зверобойка (1990-е годы), копией фильма Геннадия Заволокина об исполнителях этого села.
Первое село, куда мы приехали, – Киик, что в переводе с татарского означает «бегущий олень». Село основано в 1530 году. Большую часть русских первопоселенцев составляли казаки, здесь же жили сибирские татары. По столыпинской реформе сюда приехали переселенцы из Курска, Тамбова, из Украины и Белоруссии, во время войны приехало много немцев.
В сельском Доме культуры мы записали коллектив из двух исполнительниц:
- Казакова Антонина Петровна (Сергеенко), 1949 г.р., родилась в с. Кусково. Отец со Смоленщины, мать с Черниговщины.
- Безус Нина Николаевна, 1954 г.р. Родители – коренные жители с. Киик.
Эти женщины представляют разные исполнительские традиции, поэтому вместе в ДК они поют, в основном, поздние песни, но по отдельности вспоминают песни и традиции своих родителей. Они рассказали нам про посиделки с работой, где пряли, ткали дорожки. Девки собирались в одной избе, вместе сновали основу (самый трудоемкий процесс), потом по очереди ткали каждой девке по дорожке.
Календарные обряды сохранились в их памяти отдельными отрывками. Так, святочных христославий и колядок они не знают, но подробно рассказали о Святочных гаданиях: как кидали пим, про гадание с носком (укладываясь спать, надо было сказать «суженый, ряженый приди, сними с меня носок»), с кольцом, с зеркалом.
На Троицу рвали березовые ветки, ранетки, ими украшали хаты изнутри за день до праздника (в субботу). Украшали ворота, окна ветками березы, плели венки. Приходили друг к другу в гости, смотрели, как кто украсил свой дом, пекли угощение. После праздника всю зелень сжигали в печи. А на Ивана Купала хулиганили: снимали калитки с петель, разбрасывали поленицы, подпирали двери снаружи, закрывали трубу (когда хозяйка утром затопляла печь – дым валил в хату).
Женщины рассказали как гуляли летом на «точкеЕ», показали девочками из студии «Сибирская душа» как раньше плясали «карковяк», польку, подгорную.
Здесь же, в с. Киик отдельно мы писали песни от Веры Григорьевны Степаненко (Загоруйко), 1931 г.р. Родилась она в с. Инское этого же района, потом переехала в Киик. Родители – «хохлы» с Киевщины: мать с Белой Церкви, отец с Киева. Вере Григорьевне помогала петь Шершнёва (Морозова) Зинаида Николаевна, 1968 г.р.. Родилась в с. Инское (основано в 1905 г.). Мать – Воронежская губ., бабушка – с Верхнего Дона. Переселились по столыпинской реформе.
Кроме замечательных лирических, белорусских свадебных, казачьих песен от Веры Григорьевны был записан обряд «хрестины» — как родственники собирались все вместе в хату к роженице и гуляли. Кум с кумою (хрёстные) варили пшенную кашу в глиняном горшочке. Потом развозили эту кашу на санях всем родственникам. Когда возвращались домой, то кум разбивал этот горшок и туда прятали деньги. Потом все кто пришел вместе с крестными, «гуляли» - пели, веселились.
Вера Григорьевна рассказала и о зимних святках, о том, что на рождество и старый новый год было принято ходить по домам, поздравлять друг друга, петь колядки. Девушки обязательно собирались вместе и гадали под рождество: «Берёшь пим, бросишь за тын. Куда упадёт – туда замуж пойдёшь». Про гадание с зеркалом сказала: «Это все враки» (сама гадала так, но увидела не того, за кого замуж пошла, а другого). С куклой гадали (разбрасывали по полу предметы, завязывали глаза: считалось, что если поймаешь куклу, то в девках родишь). На «хрестовой дороге станешь и слушаешь: где собака залает, там и твой суженый». На святках приходили шулюкуны (ряженые), просили: «дай пятачок». «Тогда не фулиганили, тогда были смирны люди!»
Все информанты отмечают, что жили очень бедно: обувь – «шахтерские галоши», лапти, а то и босиком, даже зимой; носили юбки полотняные самотканые, краску для ткани покупали на базаре.
На следующий день мы были в селе Кудельный Ключ (основано переселенцами из Белоруссии в 1905 г.)
Была проведена запись от Екатерины Дмитриевны Романовой (Пондик), 1932 г.р., родилась в Кудельном Ключе, родители тоже местные. Перечислив любимые танцы молодости, несмотря на возраст и повышенное давление, – показала нам, как танцевали краковяк, объяснила как танцевали «на реченьку», польку-бабочку, таборок. Напела частушки под пляску, подробила немного. «В резиновых сапогах плясали. Ну, ранешно время – не то, что сейчас».
Екатерина Дмитриевна была свахой на многих сельских свадьбах, поэтому наш разговор естественно перешел к свадебному обряду. Так у белорусских переселенцев было принято «делать ёлку»: срубали в лесу верхушку дерева, украшали бумажными цветами, ставили на праздничный стол перед невестой. Елку надо было выкупать, так же как и косу невесты.
Нас очень удивил муж Екатерины Дмитриевны - Анатолий Прокофьич Маличенко (род. в с. Конобишка, 1941 г., село основано украинскими переселенцами). Он рассказал об интересном обряде на свадьбе в своем родном селе. Сваты приезжают, жених приезжает с ними, но в дом не заходит, стоит на улице. Когда получено согласие, сваты сажают невесту в сундук, закрывают на замок, выносят сундук из дома, ставят на телегу, и - везут домой к жениху, а там сразу гуляют свадьбу.
Послесловием к нашей экспедиции надо, пожалуй, поставить слова старейшей из записанных в этот раз исполнительниц: «Собираюся помирать? Ни чарта вам! – Я песни буду петь!» (Вера Григорьевна Степаненко, с. Киик).
Мы получили огромное удовольствие от общения с такими удивительными бабушками. И от души благодарны тем, кто помог нам организовать и провести эту экспедицию - отделу культуры Тогучинского района и Тогучинскому Центру развития творчества.
Татьяна МАРТЫНОВА,
начальник отдела экспедиционно-исследовательской деятельности
Центра русского фольклора и этнографии
https://xn--n1aemg.xn--p1ai/337-folklorno-etnograficheskaya-ekspeditsiya-v-sela-kiik-i-kudelnyj-klyuch-toguchinskogo-rajona#sigProGalleria8c206a69d1