Радоница (Радуница) – день поминовения умерших, один из древнейших славянских праздников, связанный с культом предков. После Крещения Руси её стали отмечать на Фоминой неделе – в первое воскресенье после Пасхи либо в два следующих за ним дня.

В с. Прямское Маслянинского района Новосибирской области, основанном белорусскими переселенцами из Черниговской губернии, Радоницу отмечают во вторник Фоминой недели. «Сейчас люди ходют ў любое время. Не задумываются. Но вапшэ-та, от Бога дано – сёдняшний день». Этому празднику придают большое значение, ждут его: «Я пока не съезжу – ночи не сплю. А потом уже всё хорошо. Вроде как на душе хорошо становится, и здоровья прибавляется. И ждём следующего года». Жители села отмечают долгую жизнь этой традиции, её преемственность: «Мама так делала, и я так же делала. И бабушка так же».

Весь радоницкий обрядовый комплекс распадается на две части. Первый этап начинается утром, когда все жители села идут на кладбище, к могилам своих предков, родственников и близких. Как и в старину, Радоница остается действительно всенародным праздником – даже сменившие место жительства обычно специально приезжают в этот день из других сёл и районов. Учитывая важное значение Радоницы, можно предположить, что прежде принято было надевать праздничную одежду; в настоящее время, судя по этнографическим видеозаписям, люди одеты в привычные, повседневные вещи.

У жителей села существует представление, что заходить на кладбище нужно обязательно через центральный вход: «Нада всегда захадить ў вароты», – поскольку именно у ворот их поджидают души близких. Если же человек проникнет на кладбище окольными путями, через прорехи в заборе, умершие могут его «не заметить», посчитать, что их никто не навестил, и обидеться. На кладбище принято вначале заниматься уборкой могил. Затем особое внимание уделяют украшению надгробий: на кресты или памятники повязывают белые вышитые полотенца – рушники, прямо на могильный холм расстилают нарядные скатерти. «У нас, наверно, только на нашем клабище так застилают. А вообще приходят и уходят как-то. А у нас вот так принято, всегда, ўсю жизнь». На эти скатерти и на столы, расположенные рядом с могилами, выкладывают обрядовую еду и питье для поминовения умерших. Обычно это традиционные пасхальные кушанья: пироги, оладьи, блины, мясные блюда и др., а также напитки – вино (например, кагор), водка. Обязательными являются крашеные яйца, которые катают ладонью по скатерти на могиле, а если скатерть не расстелена, то прямо по земле. Одно из яиц затем оставляют на могиле, остальные забирают с собой. Считается, что такие яйца приобретают обережные свойства: например, яйцо может уберечь дом от молнии, если его положить под крыльцо. На кладбище с. Прямское поминальная трапеза происходит за накрытым рядом с могилой столом. Таким образом живые разделяют трапезу с мёртвыми, вновь включают ушедших в другой мир в круговорот жизни. Яйцо здесь, как и в древние дохристианские времена, символизирует воскресение. Поскольку все односельчане хорошо друг друга знают либо связаны родственными узами, они «ходят в гости» от одной могилы к другой – поминают близких, угощаются, ведут разговоры. Нередко устраивают общий поминальный стол для большой группы людей. По окончании трапезы кроме крашеных яиц на могилах оставляют также конфеты, могут посыпать пшена для привлечения птиц.

Важно подчеркнуть, что к поминальной трапезе прямчане приступают только после её «освящения». Поскольку церкви в с. Прямское нет, а потребность в отправлении соответствующих ситуации обрядов присутствует, своеобразную роль «народного священника» взял на себя один из жителей села – Куриленко Сергей Иванович. Он явно имитирует церковный канон, связанный с поминовением: трижды обходит кладбище с самодельным кадилом – железной кружкой на палке, окуривая ладаном могилы, людей. Приближаясь к группам прямчан, находящимся на кладбище, он предлагает им трижды перекреститься и вдохнуть дым кадильницы: «Бярите. Не стесняйтеся. Креститься ўсе будем там…»; «Не торопитеся, перекреститеся. Это крест вы кладёте ўсемирный. Это не наш, а ўсего мира крест». Он же от имени всех односельчан произносит заупокойную молитву – неканоническую: «Всем умершим, на етом кладбишшэ, царство небесное, рай светлый, земля пухом. Дай Бог. А нам дай Бог здароўья – жить». С.И. Куриленко рассказывает о значении этого праздника следующим образом: «Христос васкрес! Ваистины васкрес! Христос васкрес! Ваистины васкрес! Обязательно, чтобы на кладбишшэ накрывали и христосовалися… Рад покойник, когда и караводы водют, песни поют, и в “две стенки” гуляють, и всё, поминають, и всё… Яны рады, покойники, что ета вот… Вот эта Радоница».

Второй этап радоницкого обряда с. Прямское соответствует известной поговорке: «На Радуницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут». В непосредственной близости от кладбища, прямо за его воротами, поют песни и водят хороводы, которые прямчане также называют караводы, карагоды. Радоницкие хороводы – строго приуроченный жанр; обычно их начинали водить на Радоницу и «играли» до самой Троицы. Как и совместная трапеза, хороводы выполняют объединяющую односельчан функцию: в них могут участвовать женщины и мужчины любого возраста. Лидирующую роль играет запевала ансамбля «Прямчаночка» Ананенко Елена Тимофеевна – «баба Лена». Она является признанным знатоком устройства обряда, хорошо помнит слова всех песен и вполне осознаёт важность выполняемой ею функции: «Начынаю я, и ваны тада ўсе знають. А як я нэ начынаю, и яны начать не могуть!».

Все прямские хороводы просты в хореографическом отношении – в основном, это круговые хороводы. Водить их можно в разные стороны, меняя направление движения: «Пеим, пеим, потом заворачиваемся… Куплеты два или три пропели и зачинаем уже на другий бок – так ходили». Единственным исключением является хоровод «Як на нашей на сторонке», который минимально орнаментирован. Раньше его исполняли следующим образом: на землю усаживали трёх мальчиков, на некотором расстоянии друг от друга, и вереница поющих двигалась между ними, огибая их: «как плетень заплетали». В настоящее время роль мальчиков нередко исполняют взрослые участники хоровода: они стоят, и вокруг них «заплетается» цепь танцующих. Эта песня примечательна также тем, что ею обычно открывали цикл радоницких хороводов.

В настоящее время основными носителями традиции в селе Прямское являются участники певческой группы «Прямчаночка» при Доме культуры (ансамбль существует уже более 30 лет; художественный руководитель ансамбля – зав. СДК Ковалёва Валентина Юрьевна). Безусловным лидером группы, запевалой и «записной книжкой» и учителем маслянинских и городских фольклористов в одном лице - до недавнего времени была Ананенко Елена Тимофеевна. Светлая ей память!

Т.В.Дайнеко, Т.Ю.Мартынова

(фрагмент объекта из Электронного каталога ОНКН НСО)

Аудио 1. Хороводная «Як на нашей на сторонке…». Исполняет ансамбль «Прямчаночка» и ансамбль «Венец» (г. Новосибирск).

Аудио 2. Хороводная «Одна девка бравая, в косе лента алая…». Исполняет ансамбль «Прямчаночка».

Аудио 3. Хороводная «Ой, там тёк-протёк белый ручеёк…». Исполняет ансамбль «Прямчаночка».

Записано в ноябре 2005 г. в г. Новосибирске, в Малом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, во время творческой встречи-концерта ансамбля «Прямчаночка». Звукорежиссер В.Д. Мурин. Запись хранится в Архиве традиционной музыки НГК им. М.И. Глинки: А0230, № 20.a

Фото и аудио: https://vk.com/nocrfe?w=wall-18027080_2511

Контакты

20249

г.Новосибирск
ул.Чаплыгина, 36

20171

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

20417

8(383) 210-24-12 

8(383) 223-42-26

8(383) 223-63-48

8(383) 249-69-19 (заказ экскурсий)

20012

Группа ВКонтакте

Режим работы:
Понедельник-пятница,
09.00-18.00

Выходные дни
суббота, воскресенье

График приема граждан:
Среда с 15.00 до 17.00

Расписание работы студий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

Опрос по оценке качества оказания услуг

Ссылки

katalog

kultura

mk

busgov

granty rossii

75 pobeda  god2020rf